Добро и зло: этико-мировоззренческий профиль россиян

Добро и зло: этико-мировоззренческий профиль россиян

Компании «Старт Маркетинг» завершила очередной этап комплексного исследования «Этико-мировоззренческий профиль россиян». На этот раз участниками опроса стали жители городов Сибирского федерального округа, как мужского, так и женского пола, в возрасте от 18 до 40 лет. Выборка составила 1192 человека.

Социологическое исследование

Цель исследования – выявить базовые ценности, глубинные мотивы, приоритетные поведенческие модели россиян, а также их мнение относительно важных тенденций и явлений современности.

Следует отметить, что при анализе информации о базовых ценностях и глубинных мотивах людей читатель вправе игнорировать «географический» аспект исследования, т.к. ценности являются «малоподвижным» элементом общественного сознания, зависящей скорее от принадлежности к некоей метакультуре (национальной, государственной), нежели от географического положения индивида. Следовательно, и результаты изучения ценностей можно распространять на Россию в целом. Что же касается вопросов, зондирующих общественное мнение о важных тенденциях и явлениях современности, то здесь «географически» аспект, безусловно, должен быть учтен. Общественное мнение, в отличие от ценностей, мировоззрения, миросозерцания, – самый «подвижный» элемент общественного сознания – его содержание меняется как с течением времени, так и в зависимости от региона исследования.

Концептуально проект «Этико-мировоззренческий профиль россиян» является продолжением проведенного ранее исследования «Добро и зло: социологические аспекты», в рамках которого компания «Старт Маркетинг» определяла процентное соотношение в обществе «добрых» и «злых» людей, используя в качестве условного нравственного «фильтра» ценностную парадигму, господствовавшую до эпохи Постмодерна. При этом новый этап исследования включил в себя ряд вопросов, не затронутых на предыдущем этапе.

Ниже приводятся основные результаты проведенной работы.

Введение

В постмодернистской парадигме, оказывающей огромное влияние на современное общество, нет четкого разграничения добра и зла. Все относительно. Это однако не отменяет того факта, что предшествующие постмодерну культурные эпохи наполнили понятия «добро» и «зло» вполне конкретным содержанием. В религиозной и светской литературе, затрагивающей этическую сторону жизни, есть прозрачные критерии, по которым хорошее отделяется от плохого. Эти же критерии встречаются в устном народном творчестве, в фольклоре – т.е. в сферах общественной жизни, далеких от философствования, но прямо отражающих миросозерцание основной массы населения.

Если можно провести четкую грань между хорошим и плохим, значит и человек в конкретный период его жизни всегда находится на одной из сторон этой грани. Более того, каждый из нас способен сформулировать свои моральные принципы в форме суждений, с которыми человек согласен или не согласен. Два этих условных допущения позволяют применить к оценке духовных процессов в обществе социологический подход.

Общие принципы сегментации

Для того, чтобы отнести респондента к той или иной группе, исследователи предлагали ему высказать свое согласие или несогласие с двумя утверждениями этического характера:

  1. «Я стараюсь всегда прощать своего обидчика несмотря ни на что»,
  2. «Доброта и простодушие это зачастую слабость и безволие».

Каждое из приведенных утверждений является максимой.

В каждом из приведенных утверждений та или иная ценность возводится в ранг абсолютной или, напротив, целиком и полностью отвергается.

Так, в первом утверждении заострение позиции происходит за счет формулировки «несмотря ни на что», подчеркивающей безусловность прощения. Во втором утверждении, чтобы сузить спектр социально приемлемых ответов, исследователи целенаправленно сужают и семантику понятия «доброта», привнося в него элементы простодушия, кротости, обычно отвергаемые конформистами, но принимаемые подлинными гуманистами как должное.

Такой подход к формулировке оценочных утверждений позволил с минимальной погрешностью отделить респондентов, придерживающихся гуманистических идеалов и ориентированных на общечеловеческие ценности, от респондентов, демонстративно отвергающих гуманизм и связанную с ним необходимость в подавлении внутренней агрессии.

Первые, согласившиеся с утверждением №1 и не согласившиеся с утверждением №2, были отнесены к условной группе «Добрые» (14,8% респондентов).

Вторые, согласившиеся с утверждением №2 и не согласившиеся с утверждением №1, были отнесены к условной группе «Злые» (23,4% респондентов).

Следует отметить, что при оценке утверждений респонденты использовали 5-ступенчатую шкалу ответов (полностью согласен/скорее согласен/затрудняюсь ответить/скорее не согласен/совершенно не согласен).

Промежуточные группы (затруднившиеся ответить, а также одновременно согласившиеся/не согласившиеся с обоими утверждениями) в рамках данного исследования отдельно не рассматривались. Однако показатели этих групп использовались в качестве сравнительного фона, на котором можно более наглядно продемонстрировать различия между «Добрыми» и «Злыми».

Результаты исследования показали, что такие качества, как доброта или, напротив, озлобленность коррелируют с некоторыми социально-демографическими и психографическими характеристиками людей.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По данным опроса, 14,8% респондентов в целом разделяют гуманистические принципы и могут быть отнесены к «добрым» людям, 23,4% вступают в жесткую полемику с этими нормами, поэтому далее в статье они условно обозначаются как «злые», 61,8% россиян не могут быть однозначно отнесены ни к той, ни к другой категории.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доля респондентов с разной этической позицией

Социологическое исследование Добрые и Злые Доля респондентов с разной этической позицией

Качества идеального мужчины

Для определения гендерных идеалов исследуемой совокупности каждому участнику опроса «Старт Маркетинг» предлагалось выбрать из первоначального списка три качества, которые он считает самыми важными для идеального мужчины или идеальной женщины. Всего в списке присутствовало десять качеств: внешняя привлекательность, способность сексуально удовлетворять партнера, внимательность и чуткость, хозяйственность  в доме, умение много зарабатывать, чувство юмора, высокий уровень интеллекта, решительность и твердость характера, добродетельность и любовь к людям, целомудренность и смирение.

Далее был составлен сводный «рейтинг» личностных качеств, которые жители Сибири считают неотъемлемой частью мужского или женского идеала. Затем аналогичный рейтинг исследователи составили отдельно для групп «Добрые» и «Злые», впоследствии сравнив данные по этим группам с выборкой в целом.

Результаты получились следующими.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Качества идеального мужчины

Социологическое исследование Добрые и Злые Качества идеального мужчины

В пятерку самых важных качеств идеального мужчины, по мнению всей совокупности опрошенных, вошли решительность и твердость характера (его выбрали 51,4% респондентов), умение много зарабатывать (49%), внимательность и чуткость (34,8%), чувство юмора (32,1%) и внешняя привлекательность (30%).

Социологическое исследование Добрые и Злые - Сравнение качеств идеального мужчины с точки зрения «добрых» и с точки зрения всей выборки

Социологическое исследование Добрые и Злые Сравнение качеств идеального мужчины с точки зрения «добрых» и с точки зрения всей выборки

Гендерные идеалы людей, условно отнесенных нами к группе «Добрые», достаточно сильно отличаются от идеалов населения в целом. Так, в пятерку наиболее важных качеств идеального мужчины у «добрых» уже не входит внешняя привлекательность. Также «добрые» больше, чем все остальные, ценят в мужчинах такие характеристики, как добродетельность и любовь к людям, целомудренность и смирение, внимательность и чуткость, хозяйственность, высокий уровень интеллекта.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Сравнение качеств идеального мужчины с точки зрения «злых» и с точки зрения всей выборки

Социологическое исследование Добрые и Злые Сравнение качеств идеального мужчины с точки зрения «злых» и с точки зрения всей выборки

В условной группе «Злые» пятерка качеств идеального мужчины также меняется по сравнению со всей выборкой. В  нее входит способность сексуально удовлетворять партнера, а покидает пятерку – внимательность и чуткость. Также «злые» в большей степени, чем основная масса населения, ценят в мужчинах такие качества, как умение много зарабатывать, внешняя привлекательность, хозяйственность в доме.

Качества идеальной женщины

Социологическое исследование Добрые и Злые - Качества идеальной женщины

Социологическое исследование Добрые и Злые Качества идеальной женщины

В пятерку самых важных качеств идеальной женщины, по мнению всей совокупности опрошенных, вошли внешняя привлекательность (его выбрали 67,6% респондентов), хозяйственность в доме (66,3%), внимательность и чуткость (41,3%), добродетельность и любовь к людям (28,6%) и целомудренность и смирение (28,3%).

Социологическое исследование Добрые и Злые - Сравнение качеств идеальной женщины с точки зрения «добрых» и с точки зрения всей выборки

Социологическое исследование Добрые и Злые Сравнение качеств идеальной женщины с точки зрения «добрых» и с точки зрения всей выборки

В оценке женского идеала общие приоритеты «добрых» во многом совпадают с приоритетами всей выборки, например, и там,  и там первые два места в «рейтинге популярности» занимают такие качества, как хозяйственность и внешняя привлекательность. При этом, у «добрых» все же есть своя специфика восприятия идеального. Они выше ценят в женщине целомудренность и смирение, добродетельность и любовь к людям, решительность и твердость характера, внимательность и чуткость.

Социологическое исследование Добрые и Злые Сравнение качеств идеальной женщины с точки зрения «злых» и с точки зрения всей выборки

В женском идеале «злых» добродетельность и любовь к людям покидает пятерку самых главных качеств, его место занимает способность сексуально удовлетворять партнера. В остальном пятерка остается неизменной. Также образ идеальной женщины в этой группе отклоняется от общепринятого идеала за счет дополнительного внимания к таким качествам, как чувство юмора и решительность и твердость характера.

Отношение к семье

По выражению В.А. Сухомлинского, «семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Радость, которую испытывает человек, вступивший в брак, от появившейся у него возможности быть полезным, созидать, преобразовывать чью-то жизнь, должна, наряду с любовью к своему партнеру, создавать все условия для того, чтобы союз мужчины и женщины был прочным. Однако в реальности есть множество других факторов, влияющих на крепость брака, и один из наиболее существенных из них – материальное благополучие. По крайней мере, так считают сами люди. Некоторые из них вообще убеждены, что без материального благополучия крепкая семья невозможна. Философ-романтик назвал бы такой взгляд на семью мещанским, но найдутся и те представители интеллигенции, которые оправдают этот взгляд тем, что на фоне кризиса традиционных ценностей деньги остаются едва ли не единственной «скрепой», удерживающей большинство браков от распада.

В нашем исследовании мы решили определить, насколько существенная доля нашего общества смотрит на семью, как на «союз двух любящих людей», и как много граждан высказывают иную точку зрения, расценивая семью скорее как «совместное предприятие мужчины и женщины».

Социологическое исследование Добрые и Злые - Согласны ли вы с утверждением: «Без материального благополучия крепкая семья невозможна?

Социологическое исследование Добрые и Злые Согласны ли вы с утверждением: «Без материального благополучия крепкая семья невозможна?

Оказалось, что 28,8% респондентов действительно считают, что без материального благополучия крепкая семья невозможна, 45,3% респондентов полагают, что деньги все-таки не главное в семейном союзе, 25,9% затрудняются с ответом.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Без материального благополучия крепкая семья невозможна? (данные для групп «добрые» и «злые»)

Без материального благополучия крепкая семья невозможна? (данные для групп «добрые» и «злые»)

Среди «добрых», по сравнению с общей массой населения, доля сторонников «бескорыстного» подхода к семье возрастает, а доля сторонников «меркантильного» подхода снижается.

Среди «злых» мы видим обратную тенденцию.

Вероисповедание и этика

По результатам исследования, 92,3% жителей Сибири назвали себя верующими, 7,7% атеистами. Среди верующих наиболее многочисленными группами оказались православные (80,5% населения) и буддисты (7,3%). Ниже мы попытались определить, как религиозные взгляды взаимосвязаны с этическим обликом человека.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Вероисповедание респондентов

Вероисповедание респондентов

Анализ показал, что если рассмотреть отдельно группу атеистов, то среди них будет 3,3% «добрых», 35,9% «злых», а остальных респондентов в данной группе можно отнести к людям со «смешанной» этической позицией.

Среди буддистов к «добрым» можно отнести 13,8% респондентов, к «злым» 17,2%.

Среди православных «добрых» 16,3%, «злых» 23,0%.

Таким образом, влияние религиозных взглядов на этическую позицию человека очевидно. Верующие обладают более прочным моральным стержнем, и проявлением этого является возрастающая доля среди них «добрых» людей.

Следует также отметить, что и внутри условной группы верующих можно выделять отдельные подгруппы и ранжировать их по степени этичности их мировоззрения.

Так, поскольку общая выборка православных достаточно велика, мы смогли выделить внутри нее сегменты и проанализировать их по отдельности. Один из таких сегментов  воцерковленные православные (т.е. постоянные прихожане храмов). Проанализировав эту группу, мы сделали вывод о значительном отличии ее представителей от всей остальной выборки: 55,4% воцерковленных можно отнести к «добрым» и только 8,0% к «злым».

Патриотизм и этика

В рамках исследования респондентам предлагалось согласиться или не согласиться с утверждением: «Я доволен тем, что живу именно в России». В результате 35,4% ответили, что полностью согласны с приведенным утверждением, 26,8% скорее согласны, 23,8% затруднились ответить, 8,0% скорее не согласны, 6,0% совершенно не согласны.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доли согласных/несогласных с утверждением: Я доволен тем, что живу именно в России

Доли согласных/несогласных с утверждением: Я доволен тем, что живу именно в России

Таким образом, 62,2% жителей Сибири в возрасте от 18 до 40 лет являются патриотами своей страны. Если учитывать возраст опрошенных, то больше всего непатриотично настроенных граждан в возрастной категории 31-40 лет (17,6%). Анализ материального положения респондентов показывает, что и здесь есть характерные корреляции: самая высокая доля «непатриотов» наблюдается среди наименее обеспеченных (в этой группе она составляет 22,2%) и наиболее обеспеченных граждан (23,6%). Очевидно, такие показатели связаны с тем, что и первые, и вторые связывают свой достаток с ситуацией в стране: «бедные» полагают, что их неустроенность есть результат неправильной социальной политики, а «богатые» что добились всего вопреки государственной «машине».

Социологическое исследование Добрые и Злые - Я доволен тем, что живу именно в России» (данные по всей выборке и по отдельным группам)

Я доволен тем, что живу именно в России» (данные по всей выборке и по отдельным группам)

Ниже приведены данные о корреляции этической позиции человека и его патриотических чувств.

Отношение к однополым бракам

Вопрос легализации однополых браков обычно поляризует общественное мнение, вне зависимости от того, в какой стране проводится исследование. Даже в предельно толерантной Франции существенная доля граждан (35%) выступает против права геев создавать семейные союзы [данные TNS, 2010]. В России, которая всегда характеризовалась более консервативной моралью, чем европейские страны, процент противников однополых браков еще выше.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доли согласных/несогласных с утверждением: Однополые браки следует легализовать

Доли согласных/несогласных с утверждением: Однополые браки следует легализовать

По результатам опроса молодых жителей Сибири (возраст от 18 до 40 лет), проведенного компанией «Старт Маркетинг», лишь 13,7% респондентов полностью поддержали идею легализации, тогда как 46,5% категорически отвергли ее. Оставшиеся 39,8% респондентов либо затруднились с ответом, либо продемонстрировали неуверенность в высказывании той или иной позиции.

Ниже приведены данные о корреляции этической позиции человека и его отношения к легализации однополых браков.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Однополые браки следует легализовать (данные по всей выборке и по отдельным группам)

Однополые браки следует легализовать (данные по всей выборке и по отдельным группам)

Отношение к запрету абортов

Отношение россиян к абортам всегда было неоднозначным и противоречивым, т.к. сама политика власти по этой проблеме, а вместе с ней и пропагандистский вектор, неоднократно менялись. В 1920 году РСФСР стала первой страной, легализовавшей аборты, однако в более поздние годы существования советской власти на них опять был введен запрет. С 1955 года аборты вновь были разрешены. После распада СССР в этой сфере, как и во многих других, началась предельная либерализация. А сегодня консервативные тенденции в государственной политике могут привести к усилению мер законодательной ответственности в отношении абортов.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доли согласных/несогласных с запретом абортов

Доли согласных/несогласных с запретом абортов

Судя по данным «Старт Маркетинг», взгляды на данную проблему жителей Сибирского Федерального округа на удивление консервативны.

Что примечательно, новая «волна» консерватизма идет со стороны молодежи. Именно среди респондентов от 18 до 21 года оказалась самая высокая доля тех, кто согласен с тезисом, что аборты необходимо запретить – 51,9%. Самыми же «либеральными» оказались сибиряки в возрасте 31-40 лет. Среди них готовы поддержать запрет абортов – 39,1%, выступают против такого запрета – 33,5%. Остальные респонденты этого возраста затруднились с ответом.

Существует определенная корреляция между отношением к абортам и материальным положением респондентов. Среди наименее обеспеченных граждан («Денег хватает только на питание») сторонников запрета абортов – 41,9%, среди тех, кому денег достаточно для приобретения необходимых продуктов и одежды эта доля увеличивается до 45,9%, среди тех, для кого покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей сторонников запрета уже 47,8%, а среди самых богатых – 48%. В принципе, вполне логично, что с улучшением материального положения повышается уверенность человека в том, что он может обеспечить всем необходимым любое количество детей. Это оказывает косвенное влияние на его позицию в отношении абортов.

Ниже приведены данные о корреляции этической позиции человека и его отношения к запрету абортов.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доли согласных/несогласных с запретом абортов по отдельным группам

Доли согласных/несогласных с запретом абортов по отдельным группам

Использование обсценной лексики*

По данным Фонда «Общественное мнение», 65% россиян убеждены, что нужно запретить художественные произведения, в которых встречается мат, а 84% наших соотечественников одобряют введение штрафов за употребление мата в СМИ. Другими словами, люди достаточно консервативно относятся к использованию ненормативных языковых средств в публичном дискурсе.

К жителям Сибири в рамках исследования мы обратились с просьбой рассказать о личном опыте использования обсценной лексики. Для этого респондентов попросили согласиться или не согласиться с утверждением: «Я зачастую использую в речи матерные слова и выражения».

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доли согласных/несогласных с утверждением: Я зачастую использую в речи матерные слова и выражения

Доли согласных/несогласных с утверждением: Я зачастую использую в речи матерные слова и выражения

Оказалось, что каждый четвертый опрошенный регулярно использует мат в своей повседневной жизни.

Ниже приведены данные о корреляции этической позиции человека и его отношения к использованию матерных слов и выражений.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Я зачастую использую в речи матерные слова и выражения (данные по всей выборке и по отдельным группам)

Я зачастую использую в речи матерные слова и выражения (данные по всей выборке и по отдельным группам)

Частота чтения

Снижение интереса россиян к чтению – тема, которую постоянно поднимают ученые и общественные деятели. Однако статистики по данному вопросу в СМИ недостаточно, поэтому делать серьезные выводы о динамике читающей аудитории сложно. Исследование компании «Старт Маркетинг» хотя и дает представление об отношении к чтению в конкретной группе регионов РФ (Сибири), является одним из немногих примеров рассмотрения проблемы в социологическом срезе.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Частота чтения книг жителями Сибири

Частота чтения книг жителями Сибири

Практически не читают или читают редко 64,5% опрошенных. Только 35,5% можно, по сути, назвать читающей аудиторией, хотя и среди них частота обращения к литературе сильно отличается (см. диаграмму выше).

Женщины более склонны к регулярному чтению, чем мужчины. Каждый день или несколько раз в неделю читает 30,9% представительниц прекрасного пола, тогда как среди мужчин эта доля значительно меньше и равна 19,1%.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Доля мужчин и женщин, читающих регулярно

Доля мужчин и женщин, читающих регулярно

Материальное положение существенного влияния на склонность человека к регулярному чтению не оказывает. Хотя стоит отметить, что среди самых обеспеченных граждан («Денег достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать») доля читающих каждый день или несколько раз в неделю ниже, чем в среднем по выборке (21,2% против 25,1%). Вероятно, на духовную пищу у таких людей просто не остается времени.

Ниже приведены данные о корреляции частоты чтения и этической позиции человека.

Социологическое исследование Добрые и Злые - Частота чтения и этическая позиция человека

Частота чтения и этическая позиция человека

ВЫВОДЫ

Социологическое исследование Добрые и Злые - Сводная диаграмма

Сводная диаграмма

Проведя на первом этапе исследования условное деление респондентов на «добрых» и «злых» (критерии деления даны во «Введении»), мы смогли глубже изучить особенности мировоззрения этих групп в конкретной культурно-исторической ситуации и определить их отношение к актуальным вопросам современности. Читатель может сам сделать выводы из цифр, приведенных в настоящей статье, однако нам хотелось бы обратить внимание на некоторые очевидные закономерности:

  • Добро, если определять его с позиции общечеловеческих традиционных ценностей (а именно эти ценности мы положили в основу нашего условного деления), слабо коррелирует с толерантностью личности. Напротив, именно «добрые» люди оказались наиболее нетерпимы к однополым бракам и чаще высказывались за запрет абортов.
  • Добро предполагает стремление к самосовершенствованию и развитию. Это особенно хорошо видно на примере отношения «добрых» и «злых» к чтению книг: среди первых в 2,3 раза больше тех, кто читает литературу регулярно, чем среди вторых.
  • Добро и Зло имеют принципиально разные взгляды на семью и семейное благополучие. Если «добрые» преимущественно воспринимают семью как «союз двух любящих людей», отношения которых слабо зависят от материального достатка, то «злые» часто определяют залогом выживания семьи именно материальный достаток.
  • «Добрые» люди в контексте данного исследования более патриотичны, чем «злые». Среди «добрых» 79,1% опрошенных согласились с выражением «Я доволен тем, что живу именно в России», тогда как среди «злых» этот показатель меньше почти на 20%.
  • Гуманистические идеалы, ориентация на общечеловеческие ценности коррелируют с религиозностью человека. Сам факт наличия у человека религиозных убеждений играет весомую роль при формировании устойчивой этической позиции. Так, если среди атеистов доля «добрых» составляет 3,3%, то среди буддистов – уже 13,8%, а среди православных – 16,3%. Причем среди постоянных прихожан православных храмов (эту  социальную группу исследователи смогли изучить отдельно), доля «добрых» увеличивается в разы по сравнению с остальной выборкой – до 55,4%.

Обсценная лексика (от лат. obscenus — «непристойный, распутный, безнравственный») — непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика.

Источник: startmarketing.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Newslex.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: